Инклюзивное образование
Инклюзивное образование в школе – это система образования, которая подразумевает равноправное взаимодействие детей в рамках учебного заведения, вне зависимости от их интеллектуальных или физических особенностей.
Инклюзия в школе – это раскрытие потенциала всех учеников в рамках общеобразовательного процесса, программа которого соответствует индивидуальным способностям детей. «Инклюзия» означает не просто размещение детей-инвалидов в общеобразовательных классах. Этот процесс должен включать фундаментальные изменения в том, как школьное сообщество поддерживает и учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка. Таким образом, эффективные модели инклюзивного образования не только приносят пользу ученикам с ограниченными возможностями, но и создают среду, в которой каждый ребенок, включая тех, кто не имеет инвалидности, имеет возможность процветать.
Как организована инклюзия в школах
В полностью инклюзивных школах все ученики приветствуются и могут принимать участие во всех аспектах школьной жизни. Разнообразие уважается и поддерживается. Инклюзивные школы считают, что все учащиеся уверены, связаны, активно участвуют в мероприятиях, учатся в течение всей жизни и работают над этим в рамках разработанного учебного плана. Идентичность учащихся, языки, способности и таланты признаются и утверждаются, их потребности в обучении рассматриваются.
Инклюзивные школы:
- имеют этические стандарты и лидерство, которые строят культуру инклюзивного учебного заведения;
- имеют хорошо организованные системы, эффективную коллективную работу и конструктивные отношения, которые определяют и поддерживают включение всех учеников;
- используют инновационные и гибкие методы, которые отвечают потребностям всех учащихся.
Обучение разнообразию: основа для размышлений об инклюзивных практиках.
Поскольку каждый ребенок привносит уникальный и разнообразный опыт, потребности и сильные стороны в процесс обучения, системы образования должны быть гибкими и адаптироваться к потребностям учащихся, вместо того, чтобы ожидать, что ученики будут соответствовать фиксированной системе обучения.
Учебные индивидуальные инклюзивные программы требуют равного подхода к учащимся, учитывая интеллектуальные, физические, языковые, культурные способности и таланты. Учебная программа не является предписывающей и предусматривает гибкий подход к обучению. ООШ (общеобразовательные школы) имеют мандат на разработку своей учебной программы более персонализированным образом, поскольку они замечают, признают и отвечают потребностям всех их учащихся.
Инклюзивное образование — это исследовательский подход, который может использоваться школами для поддержки разработки более гибких инклюзивных обучающих сред, оптимизированных для персонализации.
Структура организации в школе обеспечивает руководство по нескольким способам:
- представление информации для поддержки понимания;
- представление учащимся возможности творить, учиться и сотрудничать;
- стимулирование устойчивого интереса и мотивации в обучении.
В школе или классе, реализующей подход инклюзивное образование, учащиеся, могут персонализировать свое обучение в средах, где ожидаются и оцениваются разнообразие и изменчивость. Вначале были выявлены и сведены к минимуму препятствия для обучения детей-инвалидов в партнерстве с иными учениками-сверстниками, педагогами и родителями. Поддержка обучения будет внедрена в окружающую среду и предоставлена всем детям, а не для отдельных лиц или небольших групп учащихся.
Дифференцированный подход также является частью структуры инклюзивного образования. Акцент заключается в разработке наименее ограничительной среды для всех учащихся. Такой подход уменьшает необходимость обширной дифференциации, поскольку учащиеся могут самостоятельно настраивать среду обучения для удовлетворения многих своих потребностей.
Плюсы и минусы инклюзивного образования в рамках школы
Плюсы ИО
|
Минусы ИО
|
Новые принципы и методы социального подхода к понятию «инвалидность».
|
Отсутствие гибких образовательных стандартов.
|
Разнообразие и инновации в общеобразовательном процессе.
|
Учебные школьные планы не соответствуют потребностям детей-инвалидов.
|
Восприятие детей на равных условиях.
|
Недостаточная эмоциональная и информационная подготовка пед. коллектива.
|
Социализация и развитие личностных навыков.
|
Отсутствие материально-технического оснащения школ.
|
Развитие самостоятельности и уверенности в своих силах.
|
Дефицит узкопрофильных работников.
|
Устраняет дискриминацию за счет развития равных возможностей и прав.
|
Отсутствие у педагогического коллектива навыков работы с детьми из ОВД.
|
Практика внедрения инклюзии в общеобразовательные учебные заведения за счет применения индивидуального подхода и учебных планов, которые приносят пользу всем учащимся в целом и по отдельности, позволяет убрать социальный барьер и устранить клеймо неполноценности.
Особенности законодательства об инклюзивной школе в России
В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:
- «Об образовании в РФ»;
- «О социальной защите инвалидов в РФ»;
- Конвенции ООН «О правах ребенка» статья №28.
Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.
Правовые акты, ссылки:
Как оформить ребенка инклюзивный класс
По законодательству ни одно общеобразовательное учебное заведение не может отказать ребенку-инвалиду в желании получать образование наравне с иными детьми. Как оформить ребенка в инклюзивный класс:
- задуматься о ИО необходимо заранее (приблизительно за год);
- родители выбирают ООШ удобную как для ребенка, так и для себя;
- оформление письменного обращения в МУО (местное управление образованием) с просьбой предоставления вашему ребенку права обучения в классе с инклюзивным направлением обучения;
- ожидание ответа (важно: заключение ПМПК – это только совет, только родители имеют право выбирать для своего ребенка форму обучения);
- в апреле родители должны прийти в выбранное учебное заведение и оформить письменное заявление на имя директора, с просьбой принять вашего ребенка в класс с инклюзией.
Важно: директор не имеет право отказать вам!